В каких случаях вам могут отказать в выдаче сведений из ЕГРН
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Управление Росреестра по Республике Адыгея разъясняет, в каких случаях заявителю может быть отказано в выдаче сведений из ЕГРН.
Не все сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными. Так, например, «Выписку из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости» может получить только сам собственник, то есть вы не сможете узнать, какая недвижимость принадлежит другому человеку. Поэтому, в данном случае, вы получите отказ в выдаче таких сведений. Также посторонний человек не сможет получить выписку о признании правообладателя объекта недвижимости недееспособным.
Также заявитель не сможет получить запрашиваемые сведения, если в запросе будет указана информация, которой будет недостаточно для идентификации объекта недвижимости или правообладателя. Например, в запросе будет указан только адрес объекта недвижимости без кадастрового номера, а в процессе обработки запроса выяснится, что в ЕГРН содержатся сведения еще о двух объектах недвижимости с таким же адресом. Если у сотрудника кадастровой палаты не получится связаться с заявителем и уточнить информацию об объекте недвижимости, то в этом случае будет выдано решение об отказе в выдаче сведений.
Информация об объекте недвижимости может и отсутствовать в сведениях ЕГРН, если объект не был поставлен на кадастровый учет. В этом случае вы получите уведомление об отсутствии сведений в ЕГРН.
Следует отметить, что решение об отказе в предоставлении сведений и уведомление об отсутствии сведений являются результатом оказания государственных услуг, поэтому уплаченная госпошлина в таких случаях не возвращается заявителю.
Обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений направляется заявителю в виде электронного или бумажного документа (в зависимости от выбранного заявителем способа) в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении сведений. Если гражданин не согласен с решением об отказе в предоставлении запрашиваемых им сведений он может обжаловать его в судебном порядке.
Почему на приусадебном участке нельзя построить магазин?
Государством для каждого земельного участка установлена цель его использования, поэтому пользоваться земельным участком необходимо только в соответствии с его назначением.
Например, нельзя построить на своем приусадебном участке автомастерскую или магазин, а на землях сельскохозяйственного назначения – жилой дом. Если вдруг такое произошло, то нужно учитывать, что построенный объект недвижимости не удастся зарегистрировать в законном порядке. Также может возникнуть риск получения постановления о сносе самостроя.
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» разрешенное использование относится к дополнительной характеристике земельного участка.
Если внимательно изучить выписку из ЕГРН на земельный участок, то можно увидеть там категорию земли и вид разрешенного использования.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда, земли запаса. В свою очередь каждая из них может делиться на виды разрешенного использования.
Так, например, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для фермерской деятельности, рыбоводства, садоводства, развития личного хозяйства и другие, а земли населенных пунктов в свою очередь могут делиться на такие виды использования, как жилые зоны, производственные, общественно-деловые, зоны специального назначения. Жилые зоны тоже имеют свою градацию, например, в них включаются зоны застройки индивидуальными жилыми домами, жилыми многоэтажными домами и т.п.
В частном обороте находятся преимущественно земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, поэтому они чаще всего и претерпевают изменения категории либо вида разрешенного использования.
Виды разрешенного использования в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные. От принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий зависит порядок изменения его вида разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования.
Изменение вида разрешенного использования может осуществляться, как с изменением категории земель, так и без такового. Все зависит от того какая категория у вашего земельного участка и может ли иметь данная категория тот вид разрешенного использования, который вы хотите применять к нему.
Например, на землях сельскохозяйственного назначения не удастся построить жилой дом, так как он должен быть расположен в жилой зоне населенного пункта, поэтому, земельный участок должен принадлежать к категории земель - земли населенных пунктов.
При изменении категории земли необходимо руководствоваться статьей 8 ЗК РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Выбрать вид разрешенного использования, можно зная территориальную зону, в которой расположен ваш земельный участок. Этот вид разрешённого использования для данной зоны должен быть основным.
Если известна зона, в которой расположен участок, то вы можете обратиться с заявлением в орган местного самоуправления и получить выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка. Затем обратиться в Росреестр с заявлением «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
Если желаемый вид разрешенного использования не предусмотрен для данной зоны или является условно – разрешенным, то необходимо получить разрешение, путем обращения в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением и необходимым пакетом документов.
Данный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения либо в его отказе.
Если отсутствуют правила землепользования и застройки, изменить вид разрешенного использования, можно на основании постановления (решения) уполномоченных органов власти. Данный документ направляется принявшим его органом или заинтересованным лицом с заявлением об учете изменений в Росреестр.
Нужно обязательно учитывать, что:
- ·с заявлением об изменении вида разрешенного использования вправе обратиться собственник земельного участка;
- ·если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по целевому назначению, то в соответствии со статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде наложения на него административного штрафа;
- ·назначение здания (сооружения), должно соответствовать виду разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки;
- ·изменение вида разрешенного использования земельного участка предоставленного вам в аренду на торгах запрещено законом.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав в электронном виде
Как зарегистрировать договор аренды путем подачи документов в электронном виде. Какие требования предъявляются к документам, представляемым в электронном виде?
Необходимые документы нужно представить в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Договор аренды должны подписать такой подписью обе стороны в соответствии с требованиями ч. 7, 8 ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Исключение составляют те документы, которые в бумажном виде могут представляться в виде копии (без представления подлинника), например решение органа государственной власти или местного самоуправления о проведении торгов. Такие документы можно представить в виде электронного образа документа, который подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, которое подписывает эти документы в бумажном виде или которое уполномочено заверять их копии в соответствии с ч. 5, 9 ст. 21Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Сформированный для государственной регистрации комплект электронных документов и образов документов нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Формат представления документов в электронном виде указан в п. 9 Порядка представления документов. При несоответствии установленному формату документы возвращаются без рассмотрения в соответствии с п. 1 ст. 25Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как правильно уплатить госпошлину
Как известно, за совершение юридически значимых действий при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Налоговым кодексом РФ предусмотрена государственная пошлина. Если она не оплачена или неверно оплачена, Росреестр обязан вернуть документы без рассмотрения. В связи с этим Управление Росреестра по Республике Адыгея напоминает о порядке уплаты госпошлины, возврата излишне уплаченной госпошлины, а также напоминает, в каких случаях ее размер можно уменьшить и кто освобождается от уплаты.
Порядок уплаты госпошлины
Уплата госпошлины должна быть осуществлена непосредственно самим плательщиком, в отношении которого будут совершены регистрационные действия, либо его представителем при условии, что в платежных документах будет указано, что госпошлина уплачена именно плательщиком (правообладателем), обратившимся в государственный орган, за счет его собственных денежных средств.
К сведению
Обращаем внимание заявителей на то, что если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины и документ об уплате не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы к рассмотрению не принимаются и возвращаются заявителю без рассмотрения по истечении пяти календарных дней с даты подачи заявления и документов. Указанный порядок распространяется и на случаи, когда государственная пошлина уплачена не в полном размере.
Размер госпошлины
Размеры госпошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений), договоров, а также за внесение изменений в ЕГРН и иные регистрационные действия определены Налоговым кодексом.
Так, при обращении физического лица за оформлением прав на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого предусмотрена госпошлина в размере 350 рублей.
Если земельный участок имеет разрешенное использование помимо «индивидуального жилищного строительства» иные виды использования (например, «строительство жилых домов блокированного типа»), то в этом случае государственная пошлина для физического лица составит 2000 рублей.
При обращении за государственной регистрацией доли в праве общей долевой собственности в случае, когда момент возникновения права не связан с регистрацией (наследование недвижимого имущества, внесение паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, ранее возникшее право), государственная пошлина уплачивается в полном размере каждым заявителем независимо от размера доли в праве. Так, например, при оформлении в собственность квартиры, приобретенной по программе социальной ипотеки, придется уплатить госпошлину в размере 2000 рублей за долю каждому члену семьи.
За внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в сведения о правообладателе, если представлено заявление заинтересованного лица, также должна быть уплачена государственная пошлина: для физических лиц – 350 рублей, для организаций – 1000 рублей.
Подробно ознакомиться с размерами госпошлины за государственную регистрацию прав можно на сайте Росреестра (вкладка «Физическим лицам»- «Стоимость, реквизиты и образцы платежных документов» - «Размеры госпошлины за регистрацию прав»). Также получить консультацию можно по бесплатному телефону колл-центра Росреестра 8-800-100-34-34.
В каких случаях можно вернуть уплаченную госпошлину
Уплаченная госпошлина подлежит возврату частично или полностью в следующих случаях:
1. Если уплачена государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законодательством. Возвращается сумма, равная разнице между уплаченным и установленным размером госпошлины.
2. Если лица, уплатившие госпошлину, отказываются от совершения юридически значимого действия до обращения в Росреестр. Возвращается полная сумма уплаченной госпошлины.
3. Если подано заявление о прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора. Возвращается половина уплаченной госпошлины.
Возврат государственной пошлины осуществляется на основании заявления плательщика или его доверенного лица о возврате излишне уплаченных денежных средств либо на основании решения суда.
Заявление о возврате с указанием причин возврата подается плательщиком по месту обращения за совершением юридически значимого действия при личном обращении или через представителя, а также путем почтового отправления.
Лицо, которое произвело уплату госпошлины за плательщика, не может претендовать на возврат уплаченных денежных средств.
Заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств может быть подано в течение трех лет со дня оплаты указанной суммы. К заявлению нужно приложить подлинный документ об оплате госпошлины, в заявление необходимо указать реквизиты для перечисления; если заявителем является доверенное лицо — необходимо наличие доверенности на право получения денежных средств. Юридические лица оформляют заявление на возврат на фирменном бланке.
В случае, когда вынесено решение об отказе, госпошлина не возвращается!
Как уменьшить госпошлину
Размер госпошлины можно значительно уменьшить, если подать документы в электронном виде. При этом важно иметь в виду, что указанным преимуществом могут воспользоваться только физические лица. На юридических лиц данная норма не распространяется. Так, для физических лиц размер госпошлины за регистрацию права собственности составит 1400 рублей вместо 2000.
Кто освобождается от госпошлины
От уплаты государственной пошлины освобождаются:
1) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, - за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. Основанием для предоставления данной льготы является решение уполномоченного органа (органа местного самоуправления) о признании заявителя малоимущим.
3) ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и другие.
Примечание
Полный список отдельных категорий физических лиц и организаций, имеющих право на освобождение от госпошлины, прописан в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 333.35).