Информацию об объектах недвижимости можно получить оперативно и бесплатно
Ранее для получения сведений о нужном объекте недвижимости гражданам Республики Адыгея приходилось тратить уйму времени на походы по различным инстанциям. Современные сервисы портала Росреестра упростили и сократили время, затрачиваемое на поиски информации об объектах недвижимости.
Сейчас каждый, кто хочет получить какие-либо сведения о недвижимости, обращается на официальный сайт Росреестра. Этому есть разумные объяснения – на сайте можно быстро выяснить публичные сведения о любом объекте, проверить наличие прав и обременений и решить иные задачи. Портал online услуг Росреестра отличается простотой в использовании, поэтому у его посетителей обычно не возникает никаких сложностей.
Справочные бесплатные ресурсы, размещенные на портале Росреестра, позволяют оперативно ознакомиться с общей информацией об объектах недвижимости:
- «Публичная кадастровая карта»;
- «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
Чтобы воспользоваться сервисами, необходимо на портале Росреестра перейти в меню «Электронные услуги и сервисы» и выбрать интересующий:
«Публичная кадастровая карта» – это электронная база, в которой дублируются сведения из Единого государственного реестра недвижимости в графической и текстовой форме. Информация показана на карте в виде кадастровых округов, районов, кварталов, отдельных объектов недвижимости – земельных участков и объектов капитального строительства. По каждому объекту недвижимости можно узнать общую информацию, она включает в себя как точный адрес, так и сведения размерах, площади, границах, статусе и форме собственности объекта, информацию о кадастровой стоимости и другую общедоступную информацию.
Также у «Публичной кадастровой карты» есть одно очень интересное и полезное свойство: данный ресурс имеет возможность отображать одновременно несколько разнообразных тематических слоёв и карт о кадастровой стоимости, видах разрешенного использования, категории земель. Для управления слоями в меню есть специальный раздел «Управление картой». Любой пользователь сети интернет может найти свой участок, соседний или тот, который только планирует приобрести, и посмотреть на границы этого участка в кадастровом квартале (при их наличии), расположение участка относительно других или относительно зон с особыми использования территории, оценить ближайшую инфраструктуру — удалённость от дороги, наличие подъезда и прочее.
«Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» — данный сервис дает возможность просмотра в текстовом виде общедоступной информации об объекте недвижимости, содержащейся в ЕГРН: о кадастровом номере, адресе объекта, его характеристиках статусе, какова его площадь и кадастровая стоимость, информация о наличии зарегистрированных прав (без указания сведений о собственнике).
Поиск данных осуществляется по одному из трех критериев:
- кадастровый номер
- условный номер
- адрес объекта недвижимости
Достаточно ввести в форме сервиса известную вам характеристику и нажать на кнопку «Сформировать запрос», после чего будет выдан список всех найденных по заданному адресу объектов.
Информация в данных сервисах является справочной и находится в публичном доступе, а это значит, что гражданам для получения сведений не потребуется специальной идентификации.
Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки
Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет в зависимости от ситуации следующие последствия:
- по общему правилу сделка является ничтожной (п. 3 ст. 163 ГК РФ);
- в случае отказа одной из сторон от удостоверения сделки вторая сторона, если она полностью или частичного ее исполнила, вправе обратиться в суд с требованием признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется (п. 1 ст. 165 ГК РФ);
- сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 3 ст. 165 ГК РФ).
Регистрация прав по нотариально удостоверенной сделке
Государственная регистрация прав по нотариально удостоверенной сделке осуществляется по заявлению нотариуса или его работника, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки (п.5 ч.3 ст. 15 Закона).
В соответствии с ст. 55 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме нотариус обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
О реализации в Республике Адыгея закона «о лесной амнистии»
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - Управление) подводит итоги участия ведомства в реализации федерального закона № 280-ФЗ об устранении противоречий в государственных реестрах*, так называемого, закона «о лесной амнистии» по состоянию на 1 мая 2019 года (закон вступил в силу 11 августа 2017 года).
Применение закона позволяет защитить права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекаются с границами лесных участков, а также имущественные права и законные интересы Российской Федерации – собственника земель лесного фонда. В частности, закон № 280-ФЗ помогает правообладателям установить или уточнить границы принадлежащих им земельных участков, несмотря на то, что они по данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) имеют пересечения с границами лесных участков.
В настоящее время один и тот же земельный участок согласно ЕГРН может относиться к сельхозземлям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду. В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам. В качестве концептуального решения данной проблемы Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами.
Наиболее важными для Управления направлениями реализации закона № 280-ФЗ являются: устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда, и исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.
За истекший период работы закона «о лесной амнистии» устранено 38 случаев пересечений при этом площадь земель лесного фонда, сведения о которой содержится в ЕГРН, была уменьшена на 77896 квадратных метра. Работа по устранению пересечений продолжается.
Кроме того пересечение границ земельных участков с границами лесных участков устраняется Управлением также при рассмотрении заявлений:
- о кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 г.;
- о кадастровом учете или регистрации прав на образуемый земельный участок при наличии на таком участке объекта недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 г. и зарегистрированы в ЕГРН.
По состоянию на 1 мая 2019 года в Управление поступило 6 заявлений, по которым приняты положительные решения: пересечения границ земельных участков с границами лесных участков в ЕГРН устранены.
* Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок
Сервитут – это ограниченное право пользования земельным участком, не принадлежащим лицу или лицам на праве собственности.
Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.
Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Например, у вашего участка нет выхода к дороге общего пользования и попасть на нее вы можете только через участок, который находится рядом. В таком случае возникают основания предоставить вам право проезжать по участку вашего соседа.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Как устанавливается частный и публичный сервитут?
Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Является ли сервитут платным?
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком, плата может быть установлена как по соглашению сторон, так и на основании судебного акта в случае недостижения соглашения.
Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута, и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.
Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.
Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).
Подлежит ли сервитут государственной регистрации?
В соответствии с п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса, п. 9 с. 23 Земельного кодекса сервитуты (в том числе публичные) подлежат государственной регистрации.
Кто может обратиться за государственной регистрацией сервитута?
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.
Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
Как осуществляются государственная регистрация и государственный кадастровый учет в связи с установлением сервитута?
Согласно пункту 4 части 3 статьи 14, части 4 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с образованием части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, осуществляются одновременно.
Особенности кадастрового учета при установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
Согласно пункту 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.