«Индикаторы риска» в работе государственного земельного надзора
Управление Росреестра по Республике Адыгея напоминает о применении в деятельности при осуществлении мероприятий по государственному земельному надзору индикаторов риска.
Индикаторы риска не являются сами по себе доказательствами нарушения требований, установленных земельным законодательством, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного земельного надзора.
Перечень индикаторов риска утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 09.01.2018 № 7 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами государственного земельного надзора».
Данный перечень содержит следующие индикаторы риска:
1. Несоответствие площади используемого юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельного участка, определенной в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка, определенное в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, относительно местоположения границы земельного участка, содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости, на величину, превышающую значение точности определения координат характерных точек границ земельных участков, установленное приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения.
3. Несоответствие использования юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельного участка, выявленное в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) видам разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
4. Отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, выявленное по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в случае если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
При каких условиях можно обращаться с жалобой на соседа?
Управление Росреестра по Республике Адыгея дает рекомендации владельцу земельного участка, как действовать, если сосед захватил его территорию, а также, как обезопасить себя от нарушителей земельного законодательства.
Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, вы должны быть правообладетелем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).
Для проведения регистрации прав на земельный участок он должен быть поставлен на кадастровый учет. Возможен также вариант, когда ваши права являются ранее возникшими, т.е. вы получили участок в собственность или пользование до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у вас есть документ, подтверждающий этот факт. В таком случае по вашему заявлению в ЕГРН будут внесены сведения о принадлежащем вам участке как о раннее учтенном и зарегистрировано на него ваше ранее возникшее право.
Заявление и соответствующие документы для проведения кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость, в том числе в отношении ранее учтенного участка, необходимо направить в Росреестр. При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление. Документы на проведение этих процедур можно направить в Росреестр в электронном виде, заполнив специальные формы на сайте Росреестра. Документы можно также подать при личном обращении в офисы МФЦ на всей территории России. Кроме того, Росреестр обеспечивает экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что, если принадлежащий вам участок расположен не в городе вашего проживания, вам не надо никуда ехать, чтобы поставить его на кадастровый учет или оформить в собственность. Оформить его можно в городе вашего нахождения.
Кроме того, прежде, чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено межевание) вашего и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.
Выписки из каталогов координат можно получить в Управлении Росреестра
Управление Росреестра по Республике Адыгея регулярно информирует граждан по вопросам государственной регистрации прав, государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель, других направлений деятельности Управления посредством информационных сетевых ресурсов и средств массовой информации.
Публикуем один из часто встречающихся вопросов.
Порядок получения выписок из каталогов координат и высот пунктов ГГС на территории Республики Адыгея.
Каталоги координат и высот пунктов ГГС, содержатся на хранении в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – ГФДЗ) Управления.
Предоставление документов ГФДЗ осуществляется в соответствии с Административным регламентом (далее – Регламент), утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14.11.2006 № 376
Разделом II Регламента определен перечень документов, необходимых для получения документов ГФДЗ, а также условия и сроки предоставления документов ГФДЗ.
Заинтересованные лица для получения документов ГФДЗ представляют заявление, доверенность, в случае необходимости документы, дающие право на получение информации доступ, к которой ограничен:
- договор на выполнение работ, муниципальный или государственный контракт;
- выписка из приказа о назначении работника, ответственного за учет документов с пометкой «для служебного пользования»;
- решение суда.
Для получения выписок из каталогов координат и высот пунктов ГГС необходимо:
– лично обратиться в ГФДЗ Управления по адресу: г. Майкоп, ул. Юннатов, 7В, каб. №3, либо в ГФДЗ территориальных отделов Управления.
– направить запрос посредством электронной почты на электронный адрес Управления Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или на почтовый адрес Управления (385000, г. Майкп, ул. Краснооктябрьская, д. 44).
В заявлении должны быть указаны названия (номера) пунктов ГГС.
При этом сообщаем, что для получения выписки из каталога координат с высотами необходимо обратиться в ГФДЗ Управления лично.
Выписка из каталога координат без указания высот может быть направлена посредством электронного/почтового отправления.
Если наименование пункта ГГС неизвестно, необходимы сведения о геодезической изученности.
Такие сведения содержатся в отделе землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления (: г. Майкоп, ул. Юннатов, 7В, каб. №3
Для их получения следует направить письмо-запрос на бланке Вашей организации на имя руководителя Управления на электронный или почтовый адрес Управления. Также можно обратиться лично.
К запросу прикладывается схема расположения объектов работ или список населенных пунктов, в районе которых запрашиваются сведения. Если объекты находятся в населённых пунктах (город, поселок, село и т.д.), необходимо указать адреса объектов.
В запросе также следует указать:
наименования пункта (пункты триангуляции, пункты полигонометрии);
систему координат и высот;
общее количество требуемых пунктов;
максимальное расстояние от объектов.
Дополнительная информация предоставляется:
-по телефонам: 8772 57-45-40, 8772 53-83-89;
-при обращении лично.
Время работы: 9.00 – 18.00 (в пятницу до 16.45), перерыв 13.00 – 13.45, в нерабочее время предоставление услуги возможно по предварительной записи.
Управление росреестра принимает на хранение акты согласования местоположения границ земельных участков на бумажном носителе
Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и приказом Минэкономразвития России от 09.06.2016 № 363 "Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а
также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости" (далее - приказ №363) на кадастрового инженера или организацию, работником которой является кадастровый инженер, возложена обязанность по передаче на хранение актов согласования на бумажных носителях в уполномоченный орган.
На территории Республики Адыгея прием актов согласования на хранение осуществляет Управление Росреестра по Республике Адыгея (далее – Управление).
Приказом № 363 определены процедуры и сроки передачи таких актов согласования. Бумажный вид акта согласования, сканированный образ которого содержится в межевом плане, в соответствии с данным приказом передается кадастровым инженером в уполномоченный орган в течение тридцати рабочих дней со дня осуществления кадастрового учета земельного участка.
Так как акт согласования, оформленный в ходе проведения кадастровых работ, является разделом межевого плана земельного участка, его бумажный носитель хранится Управлением в реестровом деле соответствующего земельного участка.
В 2018 году от субъектов кадастровой деятельности приняты на хранение 1550 актов согласования, за 4 месяца 2019 года - 613.
Кроме процедуры и сроков передачи актов согласования на хранение приказом № 363 определены случаи, при наличии которых поступивший в Управление акт согласования считается непереданным. Такими случаями являются:
не поступление в течение сорока пяти рабочих дней со дня осуществления государственного кадастрового учета земельного участка акта согласования, электронный образ которого содержится в межевом плане; с сопроводительным письмом о направлении акта согласования не представлен акт согласования; наличие противоречия информации, содержащейся в направленном акте согласования, и информации, содержащейся в электронном образе такого акта согласования, ранее представленного в составе межевого плана; содержание в акте согласования в форме бумажного документа не заверенных подписью и печатью кадастрового инженера исправлений.
При наличии перечисленных выше обстоятельств, в срок не более пяти рабочих дней со дня получения сопроводительного письма о направлении актов согласования Управление уведомляет об этом кадастрового инженера, организацию, работником которой является кадастровый инженер, а также саморегулируемую организацию, членом которой является кадастровый инженер.
В 2018 году, при наличии нарушений порядка передачи актов согласования, Управлением направлены 64 уведомления о том, что акт согласования является непереданным, в течение 2019 года направлены 34 уведомления.
Учитывая изложенное, Управление рекомендует заказчикам кадастровых работ после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости, запросить у кадастрового инженера сведения о передаче на хранение акта согласования земельного участка на бумажном носителе.
Владение такой информацией позволит гражданам и юридическим лицам дополнительно проконтролировать исполнение кадастровым инженером требований законодательства и удостовериться в добросовестном исполнении им заключенного договора подряда.