Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Как узаконить землю, если право собственности на жилой дом зарегистрировано?

В Управление Росреестра по Республике Адыгея обращаются граждане и юридические лица, а также представители профессиональных сообществ и общественных организаций для получения консультации по различным вопросам, разрешением проблемных ситуаций в рамках полномочий Росреестра.

Один из вопросов, которые чаще всего задают: «Как зарегистрировать право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства, если по наследству перешло только право на жилой дом, а земельный участок был предоставлен много лет назад бывшему владельцу дома?»

Ответ. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, могут зарегистрировать право собственности на земельные участки, если:

  • земельные участки были предоставлены бывшим собственникам зданий, строений и (или) сооружений до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 года;
  • разрешенное использование этих земельных участков - для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
  • бывшим собственникам зданий (строений, сооружений) данные земельные участки были предоставлены на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также если в акте, свидетельстве или другом устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на указанный земельный участок документе, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Государственная регистрация прав собственности на такие земельные участки осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Принятие каких-либо решений органами местного самоуправления о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Для регистрации права на земельный участок в этом случае гражданин может направить заявление и все необходимые документы в электронном виде, воспользовавшись сервисом «Личный кабинет правообладателя» официального сайта Росреестра, обратиться лично в ближайший офис Многофункционального центра «Мои документы» или направить документы по почте с уведомлением.

Размер госпошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок в этом случае будет составлять 350 рублей. Если документы направлены в электронном виде – 245 рублей.

Одно из обязательных условий проведения государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок гражданина – собственника расположенного на этом земельном участке здания (строения, сооружения) - это подтверждение факта, что расположенное на земельном участке здание (строение, сооружение) действительно принадлежало лицу, которому был предоставлен такой земельный участок.

Важно. В качестве документов-оснований осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок могут быть представлены следующие:

- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (представление данного документа не требуется, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);

- один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Этими документами могут быть:

  • акт о предоставлении бывшему собственнику здания, строения указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве бывшего собственника здания, строения на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у бывшего собственника здания, строения права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право бывшего собственника на указанный земельный участок.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ЗАХВАТА ЗЕМЛИ

Нужно ли уточнять границы земельного участка?

Управление Росреестра по Республике Адыгея настаивает: как проходят границы принадлежащего вам земельного участка и внесены ли данные сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) – знать необходимо.

Несмотря на то, что законодательно не установлена обязанность, обеспечить до определенной даты внесение сведений о границах земельных участков в ЕГРН, это очень важный аспект. Местоположение границ земельного участка является одной из основных его характеристик. Правообладатели земельных участков, границы которых не установлены, нередко сталкиваются с проблемами захвата их территории, что приводит к земельным спорам и длительным судебным разбирательствам. Вместе с тем в отношении собственников таких земельных участков могут быть наложены административные штрафы в связи с отсутствием документального подтверждения правомерности использования ими определенной территории.

Таким образом, внесение в ЕГРН сведений о границах земельного участка является гарантией прав собственников, минимизирует возникновение земельных споров, а также, позволяет полноценно распоряжаться своим имуществом.

Данная процедура носит заявительный характер, соответственно обязанность уточнения границ возложена на правообладателя земельного участка. Для
внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков правообладателям необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью подготовки межевого плана и представить его в орган регистрации прав. Процесс межевания представляет собой комплекс работ, проводимых кадастровыми инженерами, по определению границ, а также точной площади земельных участков.

За внесение сведений о границах объекта недвижимости органом регистрации прав государственная пошлина не уплачивается.

Что нужно сделать, чтобы быть в курсе изменений сведений о своей недвижимости

Управление Росреестра по Республике Адыгея рекомендует всем правообладателям внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения об адресе своей электронной почты.

В каких случаях органом регистрации прав осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)?

Во-первых, информация попадает в реестр недвижимости в результате государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости.

Во-вторых, - в порядке межведомственного информационного взаимодействия при направлении органами государственной власти и органами местного самоуправления сведений, необходимых для внесения в ЕГРН.

Таким образом, сведения в ЕГРН вносятся не только по воле правообладателя объекта недвижимости. Информацию для внесения в реестр направляют суды, органы государственной власти, местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия. Это, например, сведения о регистрации ареста (запрета), ограничения.

Орган регистрации прав вправе уведомить правообладателя по адресу электронной почты, содержащемуся в ЕГРН, о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Благодаря этому собственник может оперативно узнать о всех изменениях, касающихся его прав на объекты недвижимости, и совершить действия, направленные на снятие ограничений. Для того, чтобы в любой момент он мог беспрепятственно совершить какую-либо сделку с недвижимостью и обратиться в орган регистрации прав, например, с заявлением о переходе права.

Чтобы владеть актуальной информацией, содержащейся в ЕГРН относительно объектов недвижимости, собственнику недвижимости или его законному представителю нужно подать в Многофункциональный центр «Мои документы» заявление о внесении в ЕГРН сведений об адресе электронной почты.

Как действовать при приостановлении или отказе в учете и регистрации недвижимости

Сделки с недвижимостью являются наиболее сложной сферой права. Неподготовленному человеку достаточно сложно разобраться во всех тонкостях и нюансах различных видов сделок с недвижимым имуществом. И даже когда, казалось бы, все документы подготовлены, бумаги подписаны и направлены в Росреестр для государственной регистрации права собственности (или другого вещного права) или постановки объекта на кадастровый учет нередко учетно-регистрационные действия приостанавливают.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

В решении о приостановлении государственным регистратором определяются и прописываются причины такой ситуации, отражаются найденные недостатки и даются рекомендации по их устранению. К примеру, если форма и содержание договора не соответствует законодательству, существует судебный спор, наложен арест на имущество и т.д. В любом случае государственный регистратор Росреестра уведомит о причинах приостановки и даст рекомендации по их устранению.

Если в установленный период заявитель не устранил нарушения, указанные уполномоченным органом, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается.

Общий срок приостановления регистрации недвижимости или постановки на кадастровый учет по решению регистратора составляет три месяца. Исключением считаются основания, для которых характерны иные сроки. Если в течение этих сроков причины, повлиявшие на приостановку, не будут устранены, в регистрации будет отказано. При этом госпошлина не подлежит возврату, таков закон.

Вместе с тем приостановить регистрацию возможно и по решению участников сделки. Для этого любая из сторон сделки пишет заявление о приостановлении государственной регистрации с указанием причин и направляет его в Росреестр. В этом случае срок приостановки составляет не более 6 месяцев.

Если принято решение о приостановке кадастрового учета, заявителю дается время на устранение недостатков (максимальный срок до трех месяцев). После получения решения и причин приостановки первое, что стоит сделать заявителю — отправиться к кадастровому инженеру. Эксперт помогает доработать документы и устранить причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета.

Кроме того, если заявитель не согласен с указанными причинами приостановления, он вправе обжаловать принятое решение сначала в апелляционной комиссии. Порядок прописан в статье 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Обжаловать решение может владелец недвижимости или его представитель, а также кадастровый инженер. Последний подготавливает план (межевой, технический) или акт обследования. Бумаги передаются вместе с заявлением в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Республике Адыгея. Подача иска в суд возможна только в том случае, если пройден этап обжалования в апелляционной комиссии.

Заявление в апелляционную комиссию нужно направить в течение 30 дней с момента принятия решения о приостановлении.

Заявление, поступившее в апелляционную комиссию, рассматривается в 30-дневный срок. В результате комиссия может принять следующие решения:

  • отказать в приеме заявления, если нарушена процедура направления заявления;
  • отклонить заявление в ситуации, когда апелляционная комиссия признала решение о приостановлении обоснованным;
  • удовлетворить требования, изложенные в заявлении и признать решение о приостановлении необоснованным.

Если по результатам подачи заявления выдано положительное решение, кадастровый учет производится в установленные законодательством сроки. В случае отказа подавать заявление в комиссию еще раз запрещено (если речь идет об обжаловании аналогичного решения).

Особое внимание следует обратить на то, что апелляционная комиссия при Росреестре не рассматривает заявления об обжаловании решений о приостановлении государственной регистрации прав. Комиссия рассматривает исключительно случаи приостановки осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав или случаи, когда кадастровый учет и регистрация прав осуществляется одновременно (например, при создании или образовании объекта недвижимости, образовании или прекращении существования части объекта недвижимости).

В иных случаях обжаловать решение о приостановлении государственной регистрации прав можно только в суде.