Росреестр следит за каждым метром
Одной из важнейших задач Росреестра помимо кадастрового учета и регистрации сделок с недвижимостью является земельный надзор.
Специалисты Управления Росреестра по Республике Адыгея – государственные инспекторы по использованию и охране земель - проводят плановые и внеплановые проверки, административные обследования земельных участков. При составлении плана проверок юридических лиц применяется риск - ориентированный подход. Он предусматривает интенсивность проверочных мероприятий с учетом отнесения земельных участков к установленным категориям риска.
Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства в Адыгее являются использование земельного участка при отсутствии предусмотренных законом прав на него, а также использование участка не в соответствии с видом его разрешенного использования. При выявлении нарушений выдается предписание, а сами нарушители привлекаются к административной ответственности с вынесением административных штрафов. При этом наложение штрафа не освобождает собственника участка от обязанности исполнить предписание и устранить нарушения.
За 11 месяцев текущего года было проведено 911 проверок соблюдения требований земельного законодательства, в том числе 502 плановых и 409 внеплановых проверок. Выявлено 377 случаев нарушения земельного законодательства, Управлением Росреестра и судебными органами наложено штрафов на сумму 1 015 350 рублей.
Новые основания для приостановления регистрации недвижимости
Управление Росреестра по Республике Адыгея регулярно обращает внимание владельцев недвижимости на причины, которые могут повлиять на процесс регистрации прав на недвижимое имущество.
В связи с изменениями порядка регистрации прав на индивидуальные жилые и садовые дома с августа 2018 года появились новые основания для приостановления регистрации недвижимости.
Первое – если в Росреестр поступило уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домиков требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Второе – если застройщик не направил в орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Дело в том, что теперь, начиная строительство индивидуального жилого дома или дачного дома, нужно направить письменное уведомление о планируемом строительстве в уполномоченный орган (как правило, это местная администрация). К уведомлению нужно приложить документы, позволяющие определить технические характеристики возводимого объекта, соответствие его требованиям градостроительного законодательства. При этом получать разрешение на строительство не требуется. После завершения строительства владельцы построенных объектов также должны уведомить органы власти. Причем это требование распространяется и на тех застройщиков, которые уже построили свои дома, в том числе до внесения поправок в Градостроительный кодекс, т.е. до 4 августа 2018 года. Уполномоченные органы, в свою очередь, изучив поступившие документы, принимают решение о соответствии либо несоответствии построенных или реконструированных объектов установленным требованиям и извещают об этом Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия. Таким образом, застройщик должен понимать, что для регистрации прав на возведенные объекты необходимо уведомить соответствующие органы о завершении строительства и быть уверенным в том, что объекты соответствуют градостроительным нормам.
Для справки: перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержит 59 пунктов и строго определен в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Между тем, чаще всего государственные регистраторы Росреестра принимают решение о приостановлении процесса оформления недвижимости по причинам наличия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; непредставления документов, необходимых для осуществления учетно-регистрационных действий; несоответствия формы и (или) содержания представленных документов установленным требованиям законодательства; наличия обременений в виде ареста имущества и т.д.
По общему правилу осуществление учетно-регистрационных действий приостанавливается до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено Законом о регистрации недвижимости.