О внеплановых проверках по результатам административных обследований
При осуществлении государственного земельного надзора Управлением Росреестра по Республике Адыгея в том числе применяется такая форма мероприятий по надзору, как административное обследование объектов земельных отношений.
Данный вид контрольных мероприятий осуществляется должностными лицами без взаимодействия с правообладателями земельных участков и доступа на обследуемые объекты путем анализа информации, содержащейся в государственных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, а также информации, полученной по результатам визуального осмотра объектов земельных отношений.
За 1 полугодие 2020 года Управлением Росреестра по Республике Адыгея проведено 31 административное обследование на 36 земельных участках.
Следует отметить, что в случае выявления признаков нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, административное обследование является основанием для проведения внеплановой проверки в отношении землепользователя или, при наличии достаточных оснований, непосредственно для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Так, по результатам административных обследований, при проведении которых были выявлены нарушения земельного законодательства Российской Федерации, за шесть месяцев 2020 года проведено 13 внеплановых проверок, по результатам которых выявленные признаки нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации были подтверждены.
Лицам, допустившим нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, были выданы предписания об устранении выявленных нарушений, а также виновные лица привлечены к административной ответственности в соответствии с требованиями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об установлении границ земельных участков
Вопрос о порядке установления границ земельных участков до сих пор остается актуальным для многих жителей нашей республики. Так как одной из распространенных причин возникновения судебных споров в сфере кадастрового учета является отсутствие юридически установленных границ земельных участков.
Управление Росреестра по Республике Адыгея продолжает отвечать на вопросы граждан о необходимости и порядке межевания земельных участков.
Вопрос: Требуется ли согласование границ с соседями?
Ответ: Обязательным условием при уточнении местоположения границ земельного участка является проведение согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Вопрос: Где можно получить сведения о собственнике земельного участка?
Ответ: В настоящее время филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея (далее – Филиал) наделен полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Филиал осуществляет предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, за исключением сведений выписки о содержании правоустанавливающих документов, а также копии договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, иного правоустанавливающего документа.
Запрос о предоставлении сведений может быть подан в любой офис приема-выдачи документов государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
В случае личного обращения в офисы МФЦ запрос о предоставлении указанных сведений оформляет специалист, осуществляющий прием документов.
При направлении запроса по почте запрос должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968.
Как оформить снос дома?
Если у собственников возникает необходимость снести жилой дом, как необходимо действовать в данной ситуации? Можно ли снести строение без веской на то причины или необходимо признать здание ветхим и аварийным… Как правильно подойти к решению этого вопроса?
В августе 2018 года Градостроительный кодекс РФ был дополнен новой главой 6.4 «Снос объектов капитального строительства» в соответствии с которой при осуществлении сноса застройщик обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости), а после завершения сноса, направить уведомление о его завершении.
В соответствии с законом прекращение существования объекта недвижимости подтверждает кадастровый инженер путем подготовки акта обследования в форме электронного документа и заверяет его усиленной квалифицированной электронной подписью. Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке установлены приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
В соответствии с требованиями Приказа в акт обследования должны обязательно вноситься сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при его подготовке, в том числе:
1) решения органов власти о признании объекта недвижимости аварийным и подлежащим сносу или иных документов в случае принудительного изъятия объекта недвижимости у собственника; решения о сносе самовольной постройки принятого органом местного самоуправления по месту нахождения самовольной постройки; решения суда о сносе самовольной постройки;
2) проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
3) решения собственника объекта недвижимости о сносе (подготавливается в произвольной письменной форме, нотариальное удостоверение такого решения не требуется);
4) документы органов власти, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования объекта недвижимости в связи с его гибелью;
Копии документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, в состав Приложения не включаются.
В случае если объект капитального строительства прекратил существование после 04.08.2018 в результате его сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» в обязательном порядке необходимо внести сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с законодательством уведомлять о начале работ по сносу не требуется, если работы начаты до 04.08.2018, в связи с чем в таких случаях рекомендуем отражать данную информацию в графе «Заключение кадастрового инженера».
Итоги работы телефона «горячей линии» Росреестра
Управлением Росреестра по Республике Адыгея регулярно проводятся консультирования граждан по телефонам «горячей линии». Предлагаем вашему вниманию ответы на поступающие вопросы.
Вопрос: Мне на праве собственности принадлежит жилой дом с земельным участком. Могу ли я продать жилой дом без земельного участка?
Ответ: В пункте 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со статьями 273,552 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Вышеуказанный принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости закреплен также и в статье 57 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности. Таким образом, Вы не можете продать жилой дом без земельного участка.
Вопрос: Можно ли вернуть уплаченную за государственную регистрацию права собственности государственную пошлину в размере 2000 рублей в случае, если стороны договора купли-продажи квартиры забрали документы?
Ответ: До внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующей записи рассмотрение заявления о регистрации перехода права собственности на квартиру может быть прекращено на основании соответствующего заявления, которое должно быть представлено всеми сторонами договора либо нотариусом, если заявление о госрегистрации представлено нотариусом. В этом случае орган регистрации прав уведомляет заявителей о прекращении госрегистрации права с указанием даты принятия решения о таком прекращении. В силу пункта 4 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при прекращении госрегистрации прав на основании заявлений сторон договора возвращается половина суммы госпошлины, уплаченной за госрегистрацию. Таким образом, Вы можете вернуть половину уплаченной суммы, то есть 1000 рублей.