Внесены изменения в законодательство о трансплантации органов и тканей человека
Федеральным законом от 01.05.2022 №129-ФЗ внесены изменения в Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
Согласно нововвведениям:
предусматривается создание, ведение и развитие Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, донорского костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, реципиентов костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток.
В формировании Федерального регистра будут принимать участие организации всех форм собственности, включая некоммерческие организации, в том числе в части, касающейся сбора и передачи информации о потенциальных донорах в Федеральный регистр. Это позволит объединить все имеющиеся в государственных медицинских организациях базы данных лиц, изъявивших намерение стать донорами костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, и базы данных негосударственных информационных систем в единую систему сбора данных о потенциальных донорах и их подбора для донации, что ускорит поиск доноров на территории Российской Федерации, оказание пациенту необходимой медицинской помощи и снизит потребность поиска донора за пределами Российской Федерации; уточняется порядок дачи информированного добровольного согласия на трансплантацию органов и (или) тканей человека: оно должно быть письменным, а реципиент или его законный представитель должен быть предупреждён о возможных осложнениях для здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством; конкретизируется принцип презумпции согласия на изъятие органов и тканей; уточняются права доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток: доноры имеют право на медицинское обследование в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и на бесплатный проезд к месту изъятия костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток за счёт средств федерального бюджета. В настоящее время такие расходы покрываются за счёт внебюджетных средств государственных медицинских организаций, осуществляющих трансплантацию, или благотворительных организаций. Федеральный закон подготовлен с учётом норм Указа Президента Российской Федерации от 25 октября 2021 г. № 597с и перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 января 2021 г. № Пр-133 (подпункт «а» пункта 3).
Административная ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание придомовой территории многоквартирных домов
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором расположен дом, элементы озеленения и благоустройства, находящиеся на земельном участке объекты принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности. Обязанность по содержанию данного земельного участка возлагается на самих собственников, либо избранную ими управляющую, обслуживающую организацию за счет средств, собранных на содержание общего имущества.
Согласно п.25 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290, в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входит также уборка и выкашивание газонов. При несвоевременном проведении работ по содержанию общедомового имущества, в том числе, в сфере уборки и выкашивания газонов, непроведение ремонта ограждений зеленых насаждений, управляющие организации и их сотрудники могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
За совершение данного административного правонарушения на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей.
В России появится единая информационная система электронных путевок
Федеральным законом от 28 мая 2022 № 148-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Нормативный акт принят в целях повышения прозрачности деятельности по реализации туристского продукта, а также создания дополнительных механизмов защиты прав потребителей такого продукта.
Так, Федеральным законом устанавливаются обязанность туроператора передавать сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, в единую информационную систему электронных путёвок и обязанность турагента направлять туроператору уведомление о заключении такого договора, а также определяются порядок и сроки исполнения туроператором и турагентом указанных обязанностей.
При этом Федеральным законом устанавливается запрет на реализацию туристского продукта без передачи туроператором указанных сведений и направления турагентом соответствующего уведомления, а также ответственность за нарушение такого запрета.Кроме того, туристам предоставляется возможность получения сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путёвок, в том числе в целях защиты своих прав.
Федеральным законом определяются статус единой информационной системы электронных путёвок, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению правил её функционирования, а также содержание этих правил.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Ответственность за неисполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт
Обязанность по внесению гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов. Собственники помещений, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).
Кроме того, ч. 5 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Таким образом, несвоевременная и (или) не в полном объеме уплата взносов может повлечь начисление пени, приостановление выплаты субсидии на оплату жилого помещения гражданам, имеющим право на ее получение, а также взыскание долга в судебном порядке с возложением на должника обязанности возмещения соответствующих судебных расходов.