Какие лица отнесены к «самозанятым лицам»?
К числу самозанятых относятся граждане, которые без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и без привлечения наемных работников за вознаграждение выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам.
Первоначально самозанятыми именовались лица, которые самостоятельно обеспечивали себя работой в рамках гражданско-правовых договоров. Исходя из такого широкого понимания к самозанятым гражданам относились следующие лица:
1) индивидуальные предприниматели;
2) адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой;
3) иные граждане, которые, как правило, выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам и получают за это вознаграждение.
В данный момент принимаются меры по легализации приносящей доход деятельности физических лиц, которые не поставлены на учет в налоговых органах. Согласно п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ отдельные виды предпринимательской деятельности граждане могут осуществлять без регистрации в качестве ИП.
Самозанятые лица без регистрации в качестве ИП могут применять специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход (НПД). В том числе перейти на этот спецрежим могут граждане, которые оказывают услуги физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд. Это возможно при соблюдении установленных ограничений, в частности их доходы в течение календарного года не должны превышать 2,4 млн руб.
Для применения спецрежима нужно встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Физические лица, применяющие НПД, в установленном порядке вправе обратиться, в частности, в органы государственной власти за оказанием поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства.
НПД может быть уменьшен на сумму налогового вычета в размере не более 10 тыс. руб., рассчитанную в общем случае нарастающим итогом в следующем порядке:
- в отношении налога, облагаемого по ставке 4%, – сумма вычета определяется в размере 1% дохода;
- в отношении налога, облагаемого по ставке 6%, – сумма вычета определяется в размере 2% дохода.
Срок использования налогового вычета не ограничен. Однако после его использования налоговый вычет повторно не предоставляется. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.
В случае применения спецрежима с доходов, облагаемых НПД, не взимаются НДФЛ и страховые взносы.
Ставка по льготной ипотеке снижена до 7 %
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2022 г. № 1109 внесены изменения в Правила возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2022 годах.
Ставка по льготной ипотеке для новых кредитных договоров не будет превышать 7 % годовых.
Оформить такой кредит до конца 2022 года может любой совершеннолетний гражданин Российской Федерации без ограничений по возрасту и семейному положению. Однако банк вправе устанавливать дополнительные требования к клиентам.
Кредит выдается на приобретение:
- квартиры в строящемся доме,
- готового жилья у застройщика,
- земельного участка с дальнейшим строительством дома,
а также на строительство жилого дома самостоятельно или по договору подряда.
Максимальный размер кредита составляет:
- 12 млн рублей – в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях,
- 6 млн рублей – в остальных регионах.
На вторичное жилье льготная программа не распространяется.
Для оформления кредита необходим первоначальный взнос – не менее 15% от стоимости жилья.
При наличии материнского капитала его можно использовать в качестве взноса или как его часть.
Максимальный срок ипотечного кредита в рамках программы льготная ипотека каждый банк устанавливает самостоятельно. Как правило, такой срок не превышает 30 лет.
Обращения граждан – индикатор законности
Право на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в органы прокуратуры, закреплено статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Рассмотрение обращений граждан занимает значительное место в общем объеме работы прокуратуры края и является одним из основных направлений ее правозащитной деятельности.
Обращения граждан – это индикатор законности, который позволяет выявить проблемы общества, жителей конкретной территории региона, ожидающих от органов власти, а также органов прокуратуры восстановление их нарушенных прав.
Вместе с тем неудовлетворенность работой должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления с обращениями является одной из причин поступающих в органы прокуратуры края жалоб граждан о нарушении их прав.
Обращаясь со своими проблемами, граждане вправе рассчитывать на рассмотрение обращений в соответствии с требованиями закона. Действующим законодательством на государственные органы, органы местного самоуправления, их должностных лиц возложена обязанность обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. В этой связи прокурорский надзор в указанной сфере направлен на искоренение ненадлежащего исполнения возложенной на органы власти и должностных лиц обязанности по рассмотрению обращений.
Так, количество поступивших в I квартале 2022 г. в органы прокуратуры края обращений остается на значительном уровне, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось почти на 7 %, составив более 20 тыс. Прежде всего это связано с процессами, происходящими в обществе, повышением социальной и политической активности граждан, с доступностью органов прокуратуры края, многоканальностью приема обращений, активной работой по просвещению населения края о действующем законодательстве, освещением в средствах массовой информации итогов проверок прокуратуры, принятых мерах прокурорского реагирования.
Прокурорами активно использовались полномочия по восстановлению нарушенных прав граждан, обратившихся в органы прокуратуры края. Ими выявлено более 2 тыс. нарушений законов.
Чаще всего поводами для обращения в органы прокуратуры края являлись нарушения трудовых, жилищных, пенсионных прав, земельного законодательства, права на благоприятную окружающую среду, законов о несовершеннолетних, об исполнительном производстве, в сфере законодательства об административных правонарушениях, безопасности дорожного движения и жилищно-коммунального хозяйства.
Остается значительным количество обращений граждан о нарушении трудового законодательства. Вдвое возросло число обращений о нарушении пенсионных прав и по вопросам охраны прав инвалидов и престарелых. Более чем в два раза увеличилось количество жалоб на нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в области окружающей среды и природопользования.
По-прежнему одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры края остается защита прав несовершеннолетних. Рост количества таких обращений на 12,6 % обусловлен активной позицией органов прокуратуры края по правовому просвещению граждан в средствах массовой информации. Прокурорами повсеместно выявлялись нарушения жилищных и иных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательства об образовании и здравоохранении.
Об эффективности работы органов прокуратуры края с обращениями граждан свидетельствует то обстоятельство, что каждый третий обратившийся с жалобой на нарушение трудового и жилищного законодательства, в сфере нарушений прав и интересов несовершеннолетних восстановил нарушенные права.
К примеру, по поступившим в марте 2022 года на личном приеме прокурора края обращений работников МУП «Емельяновские энергетические сети» о задолженности по заработной плате прокуратурой Емельяновского района проведена проверка и принят комплекс мер, направленных на фактическое устранение нарушений и восстановление нарушенных трудовых прав. Работодателю внесены представления об устранения нарушений трудового законодательства, инициирована административная ответственность бывшего руководителя предприятия за невыплату заработной платы и организована судебная защита трудовых прав всех работников. По 32 искам прокурора в интересах работников мировым судом с работодателя взыскана задолженность по заработной плате в размере более 2,4 млн руб., которая фактически погашена перед работниками.
Обращения граждан и выявленные по итогам их рассмотрения нарушения закона в той или сфере правоотношений нередко способствуют и правотворческой деятельности прокуратуры края, которая ориентирует органы власти на необходимость принятия, отмены, внесения изменений в нормативные акты в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Об ответственности за невыплату заработной платы
В настоящее время одним из наиболее актуальных является вопрос невыплаты заработной платы.
Какая же ответственность предусмотрена за совершение таких действий работодателем?
Согласно Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен и каждый имеет право на вознаграждение за него. Трудовые отношения относятся к сфере, особо охраняемой государством.
Больше всего правонарушений в области трудовых прав граждан связаны с невыплатой заработной платы, выплатой ее частично в размере менее половины от установленного, которые могут рассматриваться как преступления, предусмотренного статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Уголовная ответственность по этой статье наступает в случае частичной невыплаты вознаграждения за труд свыше 3 месяцев (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ) либо полной невыплаты свыше 2 месяцев или выплаты заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ). За такие деяния, повлекшие тяжкие последствия, предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 145.1 УК РФ.
В остальных случаях невыплата заработной платы работнику влечет административную ответственность по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По фактам совершения таких преступлений и правонарушений к ответственности могут быть привлечены работодатели, должностные лица – руководители организаций, филиалов, представительств или иного обособленного подразделения организации.
Уголовная ответственность за полную или частичную невыплату заработной платы для работодателей наступает в том случае, если у него была реальная финансовая возможность осуществлять выплаты или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий.
Выявление преступлений, связанных с невыплатой заработной платы может быть осложнено в ситуации, когда работник фактически осуществлял трудовую деятельность без оформления предусмотренных законом документов, в том числе без заключения трудового договора.
Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, что установлено статьей 56 Трудового кодекса РФ. Кроме того, согласно статье 67 Трудового кодекса РФ, если работник был фактически допущен к работе, то трудовой договор с ним должен быть заключен не позднее 3 рабочих дней.
Уклонение от оформления трудового договора влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность по ст. 145.1 УК РФ наступает и в случае незаключения, либо ненадлежащего оформления трудового договора с работником, который приступил к работе с ведома или по поручению работодателя, либо его уполномоченного представителя.
Подтверждение факта трудовых отношений, невыплаты заработной платы во многом зависит от самих работников, которым не следует соглашаться на осуществление трудовой деятельности без оформления трудового договора, изменение сроков выплаты заработной платы на невыгодных для них условиях.